В 1944-м на базу советских подлодок в Финляндии, на блатное место подавальщицы в офицерской столовой морским ветром приносит синеглазую блокадную амели (Боярская), которая с ходу начинает вздыхать по капитану-подводнику (Орлов) — крупному красавцу с преждевременной сединой в русых волосах, дворянской родословной и геройским послужным списком. Он не замечает ее, она, в свою очередь, не знает, что плывший с ней одним транспортом меченый майор НКВД (Гомиашвили) приплыл не просто так и скоро начнет весьма профессионально снимать с ее героя стружку.
Картина спродюсирована внуком Михаила Калатозова; как и в случае с Бондарчуком и его «9 ротой» эта информация даже не к размышлению, а просто для справки — стилистическое и идейное сходство между родственниками пусть обнаруживают специально обученные люди. Прочим надо знать, что несмотря на длинные, любовно снятые куски с винтами и торпедами, типологически это никак не русский «Das Boot» а скорее какой-нибудь «Восток- Запад». Если пережить это обстоятельство, картина, как сказали бы англичане, имеет свои моменты. В числе моментов — камео артиста Сухорукова, раздутой сумасшедшей рыбиной шныряющего внутри субмарины, или же артист Орлов, как-то по-особенному отдающий честь стиснутой в кулак ладонью (Орлов вообще держится молодцом, особенно если учесть, что две трети зала все равно примут его за Владимира Вдовиченкова). Есть тут один и вовсе драгоценный эпизод — когда советские офицеры решают выпить за победу, за кадром кто-то негромко уточняет: «За нашу победу», — таким, знаете, неприятным голосом, с упором на второе слово. Видевшие «Подвиг разведчика» сразу поймут, что среди подводников — шпион. И изумятся ловкости неизвестного фашиста, ухитрившегося пробраться в военно-патриотический фильм тайком не только от сотрудников СМЕРШа, но, по всей видимости, и от авторов картины тоже.
Отредактировано Михася (2005-11-16 19:03:41)